«Собрание части епископов на Крите не может быть охарактеризовано как Собор»

27 окт 2016

Уже несколько месяцев прошло с тех пор, как на Крите прошло собрание представителей ряда Православных Церквей, которое изначально планировалось как Всеправославный собор. Однако «всеправославный» статус этот собор так и не обрел: на Крит не поехали представители четырех поместных Церквей, представляющих более половины всей православной паствы.

Но даже среди присутствовавших здесь епископов возникли противоречия. В частности, четыре кипрских митрополита отказались поставить подписи под итоговым документом «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», а чтобы это не бросалось в глаза, Кипрский архиепископ, не получив соответствующего согласия, подписал документ вместо них. Не подписали этот документ и большинство сербских епископов, однако в связи с тем, что его подписал Предстоятель, в итоговом тексте под ним автоматически поставили подписи всех сербских архиереев.

Учитывая все эти факты, авторитетная греческая общественная организация «Союз православных клириков и монахов» направила открытое послание священноначалию Элладской Православной Церкви. Письмо, в частности, подписали: архимандрит Афанасий (Анастасиу) — игумен монастыря Великие Метеоры, архимандрит Сарантис (Сарантос), архимандрит Григорий (Хадзиниколау) — игумен монастыря Святой Троицы в Волосе, протопресвитер Георгий Металинос — почетный профессор Афинского Университета, протопресвитер Феодор Зисис — почетный профессор Салоникского Университета имени Аристотеля, доктор богословия Димитрий Целенгидис. При этом сбор подписей под документом продолжается, сообщает портал Agionoros.ru.

Авторы послания считают, что Критский собор не только не способствовал консолидации православного мира, но «породил разделения и противоречия». Кроме того, не все епископы имели возможность участвовать в соборе, а те, кто все же получили приглашение прибыть на Крит, были лишены права голоса. Участники греческого «Союза клириков и монахов» подчеркивают, что равноправие всех епископов было нарушено впервые в истории Православной Церкви, все решения принимали Предстоятели, которые, по сути, действовали как «коллективный папа».

Участники «Союза клириков и монахов» называют Критский собор «экуменистическим» и полагают, что он вводит новое учение о Церкви. «Отнюдь не случайно организаторы Собора упорно протестовали против предложения Элладской Церкви заменить текст „других христианских церквей“ на „христианских общин“», — подчеркивают авторы документа, — «Слово ересь ни разу не встречается в документах „Собора“, а справедливое предложение Святой Горы запретить совместные молитвы с еретиками было полностью проигнорировано».

По мнению авторов открытого письма, «собрание части епископов на Крите не может быть охарактеризовано ни как Собор, ни как Святой, ни как Великий». Они просят у священноначалия Элладской Церкви не утверждать принятые на Крите решения, или как минимум отвергнуть как недействительный текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

Участники «Союза клириков и монахов» призывают к общеправославным усилиям по созыву другого Всеправославного Собора, который отнесется к «Собору на Крите» как «к предсоборному собранию епископов и изменит его решения».

Русская линия / www.klikovo.ru