«Главная обитель Руси»

Статьи

«Аргументы и Факты», №27 (1288) от 6 июля 2005 г.

«Батюшка, возьмите на ваш монастырь, — нищенка протянула наместнику мешочек мелочи. — Везде собирала: и у метро стояла, и у соседей просила».

В 1983 году, в преддверии 1000-летия крещения Руси, когда Свято-Данилов монастырь первым открылся после долгих лет советского забвения, люди плакали от счастья и несли в него самое дорогое, что у кого было.

Как пройти к обители, можно не спрашивать: надежные ориентиры — нищие на каждом шагу и постоянный людской поток. Перед входом в монастырские ворота многие долго, благоговейно крестятся, и иногда даже получается небольшая очередь. Группы паломников прибывают сюда со всех концов света и в радости, и в горе. В 2002-м, например, приезжали православные из Сиэтла (США), служили молебен о заложниках на Дубровке.

Свято-Данилов монастырь — ставропигиальный. Это значит, что его настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь же его официальная рабочая резиденция, в которой проходят визиты на высшем правительственном и международном уровне.

Монахов расстреляли, обвинив в антисоветчине

Монастырь в конце XIII века основал московский князь Даниил, сын Александра Невского. Перед смертью он принял монашество. После закрытия обители в 1930 году братию — 47 человек — расстреляли по Даниловскому делу. Их обвинили в создании антисоветской организации. На территории монастыря устроили спецприемник для детей политрепрессированных. Кстати, несколько лет назад монастырь посетил внук Троцкого, вспоминал, как жил в спецприемнике ребенком.

  
  
  
  

Князь Даниил, основатель монастыря, всегда помогал людям, которые ему молились. В годы сталинских репрессий многие обращались в молитве к святому, зная, что он — освободитель пленных. Одна из бывших сталинских узниц вспоминала такую историю. Незадолго до Пасхи кто-то из администрации лагеря собирался ехать в Москву, и женщина предложила всем собрать деньги на свечу князю Даниилу. Часть ссыльных откликнулась, а другие отказались, сказав, что им и самим не хватает денег. Представьте себе, в Пасхальное воскресенье пришло распоряжение начальства освободить от работы часть заключенных по списку. В списке были только те, кто дал деньги на свечу святому!

Монастырь славен среди верующих многими святынями. Среди них икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», помогающая избавиться от алкоголизма. А после молитвы перед чтимой иконой Божией Матери «Троеручица» у прихожанки вылечилась рука. В монастыре находятся частицы мощей благоверного князя Александра Невского, преподобномученицы Елисаветы, блаженной Матроны Московской, мощи преподобноисповедника Георгия, Даниловского чудотворца, монаха этой обители. Но главная святыня — частицы мощей князя Даниила. Перед их обретением святой явился царю Алексею Михайловичу в видении. Могилу князя открыли и увидели, что тело сохранилось неповрежденным, а среди прибывшего народа стали происходить исцеления. Именно тогда церковь прославила князя Даниила в лике святых.

Обычное дело: муж — в одном монастыре, жена — в другом

Величественные храмы, колокольный звон, монахи в развевающихся на ветру клобуках — ощущение, будто попадаешь в другую реальность. Не могу удержаться от вопроса к наместнику монастыря архимандриту Алексию:

— Как современный мужчина решается уйти в монастырь и лишиться всех радостей жизни?

  
  
  
  

— Думаю, каждый свою меру вкусил, уже понял, оценил эти радости. Сюда ведь не просто за забор человек приходит, он перестраивается. У него теперь иные взгляды, иные критерии, оценка уже иная. Здесь его ждут другие радости, духовные.

— Кто же к вам приходит?

— Есть юноши, их берем только после армии. Есть люди постарше, которые имели свои семьи, но разошлись. А бывает, люди в любви и согласии прожили жизнь, имеют взрослых детей, самим уже за 50. И вот муж просит жену отпустить его в монастырь. Человек решил, что его жизнь недостаточно для него духовно активна. И он приходит к мысли, что будет спасаться, молиться за всех. Жена его потом тоже принимает монашество. Есть несколько примеров: муж — в одном монастыре, жена — в другом.

— Я слышала, бывает все же, что монах не устоит и влюбится. Покидает монашескую жизнь, создает семью… Это правда?

— К сожалению, бывают такие случаи, и не только у нас. Видимо, человек незрело оценил свои возможности. Трудное всегда трудно. Я не говорю, что семейная жизнь легка. Там свои тяготы, если соблюдать все нормы христианского брака. Вот, например, дети. Должен быть не один ребенок, которого мы запланировали, рассчитав свою жилплощадь и зарплату. Их должно быть столько, сколько должно быть. Цель брака троякая: умножать род человеческий, обуздать беспорядочные инстинкты и совместно шествовать по пути спасения.

— Нам недавно письмо пришло в редакцию от матери двоих детей. Их отец ушел в монахи, и она спрашивает, как ей с него получить алименты…

— Мы стараемся подобные ситуации отслеживать, потому что не можем взять человека с обязательствами, чтобы потом содержать его семью. У нас просто нет таких средств.

— Многие мирские люди приходят к вам в монастырь за советом, за разъяснениями. О чем чаще всего спрашивают священника?

— О вере, о Боге. Советуются по самым разным жизненным ситуациям. Некоторые, бывает, спрашивают: «Почему меня бабка в церкви обругала?» Пусть приходят на наши курсы при монастыре, поучатся. Потерпеть надо молча эту бабушку, потом и она исправится. Кому-то недостает такта, любви, а кому-то подчас недостает смирения…

P. S. Недавно в память о святом князе Данииле монастырь вместе со своим попечителем — Московским монетным двором — начал создавать серебряную коллекцию точных копий крестов и нательных икон IV — XVI веков. В ней будут представлены предметы из церковных музеев и частных собраний, такие как крест «Никита, побивающий беса», XIV в. (см. фото). В том числе планируется воссоздание крестов и нательных икон, принадлежавших православным святым и известным историческим личностям. (Информация на сайте www.sanctum.ru)


Ольга Минаева