Исповедь кибер-спортсмена

Статьи
С компьютерными играми я познакомился еще в школьные годы. Тогда, в середине 90-х, не было какого-то единого игрового сообщества, компьютерные классы только-только открывались, а о клубах и интернет-кафе не было и речи. Играли в основном в "стрелялки" (FPS - First Person 3D-Shooter), такие, как Wolfenstein 3D и Doom, с которых я и начинал. Позже появился Doom II и Duke Nukem 3D, а затем пришла эра Quake...
Из всех режимов игры меня более всего привлекал "сетевой" - это когда несколько человек (каждый со своего компьютера) соревнуются между собой в едином игровом киберпространстве. Цель такого соревнования - виртуальное убийство себе подобных, где за каждого убитого соперника вам начисляется одно очко - "FRAG", после чего противник тут же перерождается и данная схема повторяется в режиме скоростного конвейера...
Я, тогда еще школьник, довольно успешно набирал обороты. Играя мышью, одержал победу на первом чемпионате по Doom-II, а позднее, с выходом Quake, основал один из первых кланов Новосибирска - "Rose of the Shadows". Вокруг меня сформировался круг столь же увлеченных людей, которые вошли в состав новой команды (позднее насчитывавшей 42 человека). Стихийно возникали новые кланы, проводились дружественные встречи и чемпионаты. Это захватывало нас все больше и больше, перерастая из формы отдыха в вид спорта (позднее, уже в 2000 году, кибер-спорт официально признают Олимпийским видом спорта).
Конечно же, "боевой дух" и соперничество, желание быть первым, динамика и красочность FPS играли для меня тогда немаловажную роль, но все это меркло перед вкусом настоящей победы над соперником. Испытав однажды "вкус победы", почти невозможно избавиться от желания побеждать снова и снова (и разработчики игр это прекрасно понимают). Как ни странно, таким же стимулом для меня было и поражение, это "подстегивало", заставляло уделять больше времени тренировкам и разработке новых тактических схем - всего того, что давало шанс получить преимущество над другими.
Когда мы собирались вместе и начинали играть, тут же возникало общее настроение, атмосфера которого заряжалась настолько, что казалось, готова была извергать молнии. И так, стремясь к общей цели, глубоко переживая поражения и победы, благодаря острому эмоциональному насыщению мы превращались в единое целое - мощное и всесокрушающее.
И потребность испытывать подобное состояние снова и снова мгновенно стала для нас чем-то жизненно необходимым. В этом состоянии есть все - и радость, граничащая с восторгом и эйфорией, и резкие перепады настроения - от счастья до депрессии, и мощнейшие выбросы адреналина, и забытье в игре.
К тому же тут сказывались духота игровых помещений, нервное перенапряжение и многочасовое сидение у мониторов, без еды, сна и отдыха.
Со временем я стал в таком режиме играть едва ли не каждый день. При кажущейся эмоциональной разрядке я на самом деле все больше и больше "натягивал пружину", двигаясь к пределу своих психических и физических возможностей.
Я стал очень несобранным, раздражительным и вспыльчивым, при этом реагировал на любые замечания крайне остро. Когда мои близкие, видя, что со мной происходит, пытались меня вразумить, я мгновенно взрывался и на повышенных тонах убеждал, что со мной всё в порядке. Но, по сути, это были лишь оправдания перед самим собой.
На самом же деле я был совершенно не "в порядке", особенно в физическом плане. От переутомления у меня часто возникали слабость и тошнота, хотя внутренне я был очень возбужден. Я плохо спал, часто с жуткими кошмарами, а, закрывая глаза, почти постоянно видел перед собой мелькающие кадры игры. В полубредовом состоянии это обычно сопровождалось непроизвольными подергиваниями тела, реагировавшего на то, как в сознании проигрывались сцены ухода от ракет противника или прыжки.
Я все понимал, но не желал отказываться от своего образа жизни, подсознательно ища оправдание и упорно отодвигая поиск выхода из сложившейся ситуации. Действительно, стоило мне на какое-то время воздержаться от игр, как тут же возникало чувство беспокойства, казалось, я все время куда-то опаздываю, что мне чего-то остро не хватает. Все мысли были только об игре - наверное, таким образом, я пытался воссоздать внутри себя привычную обстановку.
Из-за того, что компьютерные игры подразумевают сидячий образ жизни, мое состояние ухудшалось. Конечно, что-то я все же замечал, старался разминаться, поддерживать себя в форме - но этого было недостаточно.
Да, нельзя не отметить, что наряду с негативными сторонами есть и положительные: подобные игры отлично развивают реакцию, ориентацию на местности, боковое зрение, мышцы кистей, стратегическое мышление. Однако стоит ли это безвозвратно потраченного времени и подорванного здоровья? Я был юн и совершенно не задумывался о будущем, казалось, ресурсы организма неиссякаемы и моим возможностям нет предела.
Так прошло десять лет. Как кибер-спортсмен я добился очень многого, внес ощутимый вклад в развитие и становление кибер-движения, завоевал титул чемпиона города, а созданный мною qwcl-клан "Rage" более трех лет был абсолютным чемпионом, после чего мы покинули игровую арену, так и оставшись непобежденными.
Но на протяжении всей игровой карьеры я мучился, терзаемый противоречиями, пытаясь примирить игровой мир со своей православной верой. Я несколько раз "отказывался" от кибер-спорта, но возвращался вновь, пока не ушел окончательно, сделав свой выбор. О том, как это было, я надеюсь со временем рассказать...

10.09.2006
А.В.Милевский