Житие Преподобномученика Анастасия Персиянина

Родился в Персии. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. Анастасий, служа воином у персидского царя Хозроя, услышал о Животворящем Кресте Господнем, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию».

Прослышав об этом, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердце коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина за Христа.

Придя в Кесарию, св. Анастасий был схвачен воинами, принявшими его за лазутчика. На суде перед ханом Марзаваном он исповедовал себя христианином, за что был закован в железные цепи и отведен на каменотесные работы. Видя, что нельзя поколебать мученика, его предали жестоким мучениям вместе с 70 узниками, среди которых было много христиан. Все они были удушены на берегу реки. Голову св. Анастасия отрезали и принесли царю, а тело бросили псам, но ни один не прикоснулся к нему. Инок, посланный из Иерусалимского монастыря, где подвизался св. Анастасий, подкупил стражу и похоронил мученика. Мученическая кончина святого последовала в 628 г.

Святой Преподобномученик Анастасий Персский (или Персиянин) был сыном персидского волхва Вавы и сам был посвящен в таинства персидской магии. Он родился в селении Раснуни, расположенном в области, называемой Разы. В язычестве он имел имя Магундат.

В молодости он служил воином у персидского царя Хозроя.

Это было время, очень тяжелое для Иерусалимской Церкви. Иерусалим и места, освященные стопами Спасителя, были завоеваны варварами. Животворящее Древо Креста Господня было взято в плен и отнесено, вместе с богатой военной добычей, в Персию.

Здесь от Чудотворного Древа происходили бесчисленные чудеса, которые приводили в изумление все персидские области, так что персы говорили: «Бог христианский пришел в Персию». Услышав об этих чудесах, Магундат начал усердно расспрашивать о них свидетелей. Верующие разъяснили ему, что это — тот самый Крест, на Котором был распят ради спасения людей Христос, Сын Божий, почитаемый христианами.

Магундат задавал все новые и новые вопросы. Ответы рождали новые недоумения и, опять же, вопросы. Все слышанное воспринимал он искренне открытой душой.

Случилось так, что войско, в котором служил Магундат, было послано на войну в греческие области в окрестностях Халкидона. Но неожиданно, в связи с военными действиями греческого царя Ираклия, в самой Персии возникла необходимость в дополнительной военной силе. Воевода Саин, у которого служил Магундат, должен был возвратиться. Но Магундат, оставив полк и даже своего родственника, который служил вместе с ним, предпочел жить пусть в бедности и безвестности, но среди христиан.

Сначала он пришел в Иераполь [50]. Там он нашел одного соотечественника-христианина, по ремеслу — ювелира. Поселившись у него, Магундат учился одновременно и ремеслу, и христианской вере. Часто ходил со своим учителем в церковь, задумчиво смотрел на изображения страданий и чудес святых мучеников, спрашивал своего учителя, что это значит? Прожив некоторое время в Иераполе, он оставил его и пошел в Иерусалим.

Здесь он остановился тоже у христианина, занимавшегося ювелирными работами. Он открыл хозяину желание своего сердца — соединиться со Христом через святое крещение. Тот повел его к святому Илии, пресвитеру великой церкви Воскресения Христова. Блаженный Илия, приняв его с любовью известил о нем святейшего патриарха Модеста и, с его благословения, крестил Магундата, дав ему в крещении имя Анастасий. Был 621 год.

Пресвитер Илия поинтересовался также, какое новокрещенный хочет избрать житие — мирское или иноческое? И по характеру, и по настроению душевному Анастасий был склонен к иноческому.

Спустя восемь дней, когда были сняты белые крещальные одежды, пресвитер отправил его в один из иерусалимских монастырей (по некоторым сведениям — в Анастасиеву обитель, находившуюся между Иерусалимом и Великой лаврой Саввы Освященного), где он и принял иноческий постриг с именем Анастасия.

Блаженный Анастасий был иноком добродетельным, смиренномудрым, кротким и трудолюбивым, он украшал себя «постническими добротами». Он исполнял охотно всякую монастырскую работу — в поварне, пекарне, огороде, другие послушания. Руки его всегда были заняты работой, а уста — прославлением Бога. Он читал Священное Писание, жития святых отцов, а особенно любил читать о страданиях святых мучеников, во время чего орошал книгу слезами и пламенел сердцем, обнаруживая свое внутреннее сочувствие их терпению. Он и сам как бы сострадал вместе с ними и внутренне уже был подражателем их ревности.

После того, как преподобный Анастасий провел в монастыре семь лет и собрал богатое духовное сокровище различных добродетелей, он и сам был призван к мученичеству таким видением.

Перед наступлением светлого праздника Пасхи, в вечер Великой субботы, он лег немного отдохнуть и, уснув, увидел себя стоящим на высокой горе.

К нему подошел какой-то светоносный муж, державший золотую чашу, украшенную драгоценными камнями и наполненную вином. Передав чашу, муж сказал:

— Возьми и пей.

Он взял и испил. Душа его тотчас исполнилась несказанной радости, и он еще во сне понял, что это было для него знамением желаемой им мученической кончины, к которой призывает его Господь [51]. Проснувшись, он поспешил в церковь к своему духовному отцу и просил помолиться о нем, так как близок день отшествия его от этой жизни. Он рассказал ему о своем видении и настойчиво утверждал, что это случится в ближайшие дни.

На следующую ночь, после приобщения Святых Тайн и трапезы со всей братией, он тайно вышел из монастыря, ничего не взяв с собой, кроме иноческой одежды.

Выйдя из монастыря, святой Анастасий предпринял длительное путешествие. Вначале он пошел в Диосполь палестинский, оттуда — на гору Харизим, чтобы помолиться. Затем он пришел в Кесарию палестинскую. В то время Палестиной владели персы, и их было здесь очень много. Везде по дороге он обличал языческие обычаи и всевозможные волшебные фокусы, призывал их к покаянию и истинной вере. Его знание персидского языка и отрицание языческих персидских обычаев воины в Кесарии истолковали, как шпионаж, а его самого — как лазутчика.

— Что вы говорите? — пытался объяснить святой Анастасий. — Я не лазутчик, а раб Господа моего Иисуса Христа... Я понимаю вашу речь, потому что и сам некогда был в той же воинской службе, в которой вы ныне состоите.

Тогда воины схватили его и сообщили о нем своему начальнику.

Тот, допросив его, повелел содержать его под строгим присмотром в тюрьме. В это время в Кесарию палестинскую прибыл персидский князь Марзаван. Узнав о преподобном узнике, он повелел привести его к себе в преторию связанным на допрос.

У персов был обычай преклонять колени перед своими князьями в знак почтения. Святой не поклонился земному владыке. Марзаван спросил.

— Кто ты, откуда и как называешься?

Святой смело ответил:

— Я христианин, а если ты хочешь знать о происхождении моем, то я перс, из области Разы, из селения Раснуни. Я был волхв и воин, но оставил тьму и пришел к истинному свету. Имя мое прежде было Магундат, а ныне, по-христиански, я именуюсь Анастасием.

Марзаван сказал ему:

— Оставь это заблуждение и возвратись к прежней своей вере. Я дам тебе коней и денег и много всякого другого имущества.

Святой, взглянув на него, сказал:

— Да не будет этого со мною. Царю Христе, чтобы я отрекся от Тебя!

Тогда Марзаван язвительно спросил:

— Нравится ли тебе эта одежда, которую ты ныне носишь?

Блаженный ответил:

— Это одеяние особенно приятно мне, потому что оно — ангельское. Притом, оно почетнее для меня, нежели для тебя твой сан.

Марзаван, разгневавшись, сказал:

— В тебе сидит бес, и ты говоришь не иное что, как то, чему тебя научает бес. Святой ответил:

— Когда я держался персидского заблуждения и нечестия, тогда я имел в себе неистового беса, а ныне обитает во мне Христос Спаситель мой, изгоняющий твоих бесов. Марзаван спросил:

— Что же? Разве ты не боишься царя, который, когда узнает о тебе, то повелит распять тебя?

— Зачем мне бояться человека, — ответил святой, — та, кого же тленного, как и ты? Если он и убьет мое тело, зато никакими кознями не сможет уловить мою душу.

Не будучи в состоянии слушать такие речи, Марзаван повелел возложить на святого железные цепи: одну на шею а другую — на ноги, отвести его к каменотесам и заставить его вместе с прочими узниками, постоянно носить на себе камни.

Неоднократно долго и без пощады его били палицами. На голени накладывали тяжелые клади, отчего ноги его были раздавлены.

Вешали за руку, привязав к одной ноге большой камень. Но, несмотря на все виды мук и истязаний, страдалец оставался непоколебим в вере.

Между тем, о его испытаниях узнали в его родном монастыре. Настоятель, его духовный отец, не имея возможности самому посетить страдальца, послал к нему двух иноков с поручением навещать мученика и ободрять его к мужественному перенесению страданий.

Сам же Анастасий весь день в оковах таскал камни, а ночь проводил в темнице в молитвах. В камере, где сидел мученик, находился и один еврей, весьма кроткого нрава. Однажды ночью, когда Анастасий молился, а все спали, этот еврей увидел в камере свет. Он посмотрел на Анастасия и заметал входивших через темничные двери мужей, одетых в белые блистающие одежды. Они приблизились к Анастасию и окружили его.

— Боже святой, это ангелы! — подумал еврей. Но приглядевшись, он заметил на них омофоры и кресты в руках. Тогда он подумал:

— Это епископы!

Затем он увидел светлого юношу, который кадил благовониями святого мученика.

Когда еврей разбудил своего соседа-христианина, чтобы

был свидетелем чудесного явления, видение исчезло. И вскоре после этого князь Марзаван получил ответ от царя Хозроя на свое письмо с вопросом, как быть с Анастасием. В предлагалось еще раз попытаться «вразумить» непокорного Анастасия. Если он отвергнет и эту возможность, то отослать его к царю, скованного цепями. Мученик без колебания отверг соблазнительное предложение, и через несколько дней он был отправлен к царю. Его провожали и два инока из его родного монастыря.

В Персии святой был посажен опять в темницу вместе с другими узниками в городе Вифсалии. Опять ему предложили вернуться к языческой вере. И опять святой мученик не только отказался, но и открыто исповедал перед судьей свою веру и христианское учение. Царь был в гневе и приказал начать мучения святого.

После неимоверных страданий святой Анастасий был удавлен. Произошло это в 628 году. Мощи святого мученика, по смерти Хозроя, были перенесены в Палестину в Анастасиеву обитель.

На VII Вселенском Соборе послы папы Адриана свидетельствовали о перенесении иконы святого Анастасия и его главы в Рим, где они хранятся до настоящего времени. Глава с частью мощей находится в церкви мучеников Викентия и Анастасия, в загородном монастыре у Трех Фонтанов, другая же часть его мощей — в церкви Креста Господня.

 

Кондак, глас 1
Божественного ученика, и спутешественника Павлова, Тимофея верный воспоим песньми. С ним почитающе мудраго Анастасия, воссиявшяго от Персиды яко звезду, и отгоняющаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.