Протоиерей Максим Козлов: Древние языческие традиции не являются частью русского национального самосознания

Статьи

Доставшаяся нам в наследство от советского времени неразборчивость в вопросах наших национальных традиций сказывается до сих пор. Действительно, полностью запретив христианские праздники, большевики попытались найти «более глубокие» корни нашей цивилизации, немало сделав для реабилитации таких персонажей как Дед Мороз и Снегурочка. В деревне партийное начальство значительно благосклоннее смотрело на празднование той же купальской ночи, чем на посещение Пасхальной службы, за что можно было и работы лишиться. В результате мы видим, что до сих пор в современном российском информационном пространстве христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и «купальская ночь» часто отождествляются.
Как известно, Рождество Иоанна Крестителя приходится на день летнего солнцеворота — древнего языческого праздника Купалы, одного из богов, отождествляемых с Солнцем и почитаемых у восточных славян. Языческий характер праздника, сопровождаемого различными обрядами и игрищами, сохранялся в России на протяжении многих веков вплоть до середины ХХ столетия.
Прот. Максим Козлов
Протоиерей Максим КозловО невозможности «знака равенства» между этими двумя совершенно разными явлениями рассказал профессор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) протоиерей Максим Козлов. Он считает, что древние языческие традиции не являются частью русского национального самосознания, поскольку история русских как народа началась только после крещения Руси святым князем Владимиром. «Всегда находились люди, желающие в церковный праздник не столько ходить на службу, сколько попрыгать через костер — это не новое явление. Реликты неоязыческого сознания, к сожалению, в определенных группах отождествляются с русским национальным самосознанием, с первоначальным русским язычеством», — цитирует священнослужителя РИА Новости.
По его словам, 1000-летие памяти святого князя Владимира, крестителя Руси, которое православные верующие отмечают в этом году, напоминает о том, что история русских как народа начинается именно с крещения. При этом о. Максим отметил, что, «преодолевая те или иные пережитки, лучше делать это не запретительно или разоблачительно, а показывая положительный образ того, что дает христианство».

Русская линия / www.klikovo.ru